В последнее время по социальным сетям прокатилось много фотографий иранских принцесс, которые сопровождаются поясняющим текстом, в котором говорится, что это символ красоты Ирана тех лет.
И многие, наверное, поверили в весьма специфичные вкусы иранского правителя Насер ад-Дин Шах Каджара, потому что этих принцесс приписывают к его гарему. Но неужели восточные красавицы выглядели именно так? Конечно же нет.
Правитель Ирана — Насер ад-Дин Шах Каджара еще с раннего детства очень любил фотографию, и когда пришел к власти, то в его дворце появилась фотостудия. А придворным фотографом стал Антон Севрюгин, кстати, наш соотечественник. Все это происходило в 1870-х годах, и хотя Севрюгин имел почетный титул за вклад в искусство Ирана, он не имел права фотографировать гарем, а мог лишь снимать самого шаха, придворных и гостей главы государства.
Правом же фотографировать жен из гарема обладал лишь сам шах, есть сведения, что он часто это делал, лично проявлял снимки в лаборатории и хранил в тайне от всех, чтобы никто не мог их видеть. Даже интересно, что он там фотографировал…
Так откуда же взялись фотографии «Принцесс Ирана»?
И почему эти женщины так сильно отличаются от понятия красоты того времени, о которых мы могли прочитать и даже увидеть в фильмах?
На самом деле, это не иранские принцессы, не жены шаха и… вообще не женщины! На этих фотографиях запечатлены актеры первого государственного театра, созданного шахом Насреддином, который был большим поклонником европейской культуры. Эта труппа играла сатирические пьесы только для придворных и знати.
Организатором этого театра был Мирза Али Акбар Хан Наггашбаши, который считается одним из основоположников современного иранского театра. В пьесах того времени играли только мужчины, поскольку вплоть до 1917 года иранским женщинам было запрещено выступать на сцене. Вот и весь секрет «иранских принцесс»: да, это гарем шаха, но в театральной постановке.